Внутриутробное развитие ребенка
Появление ребенка в утробе матери это одно из знамений Всевышнего. Во многих аятах Священного Корана говорится о том, как человек появился на свет, какие этапы он прошел в чреве матери и из чего он сотворен.
Здесь я бы хотела привести аяты из Корана сура Аль-Муминун (Верующие). Всевышний так объясняет стадии эмбрионального развития человека:
«Мы сотворили человека из глиняной сути. Затем Мы превратили его в каплю и поместили в надлежащее место, прочно укоренив. Затем Мы превратили каплю в алак (пиявка, подвешенная вещь и кровяной сгусток), после чего Мы превратили алак в мудга (пережеванная масса)...» (23:12-14).
Сегодня в 21 веке, мы смело можем сказать, что эти строки описывают процесс развития человеческого организма в правильном хронологическом порядке.
Мы разберем с вами значение слова Аляк: арабское слово “аляк” имеет три буквальных значения: (1) пиявка, (2) подвешенная вещь и (3) кровяной сгусток.
Сравнивая пиявку с эмбрионом на стадии аляк, мы можем заметить между ними сходство. Кроме того, на этой стадии эмбрион получает питание из крови матери подобно тому, как пиявка питается кровью других. Второе значение слова “аляк” - “подвешенная вещь”. Мы можем видеть, как на стадии аляк эмбрион словно бы подвешен в утробе матери. Третье значение слова алак - “кровяной сгусток”. Ясно видно, что внешний вид эмбриона напоминает кровяной сгусток из-за того, что на этой стадии эмбрион содержит относительно большое количество крови. Кроме того, на стадии аляк вплоть до третьей недели развития кровь внутри эмбриона не циркулирует.
Таким образом, все три значения слова “аляк” точно соответствуют свойствам эмбриона на стадии аляк.
На 24-25 день завершается стадия алака. Она сменяется на 26-27 день стадией мудга - упоминаемая в аяте. Арабское слово мудга означает “нечто, похожее на разжеванную массу”. Если посмотрит снимок эмбриона на этом сроке, то действительно он похож на разжёванную массу.
Описание человеческого зародыша в Коране не могут основываться на знаниях ученых 7-го века. Единственное разумное объяснение этому таково: эти описания были ниспосланы Аллахом пророку Мухаммаду, мир ему.
Три мрака:
Следующий факт, который я бы хотела рассмотреть и который нашел свое подтверждение в науке, это то что в Коране высказывается положение о том, что человек, формирующийся в чреве матери, проходит через три фазы, стадии развития:
«…Он вас творит в утробах ваших матерей, в трех мраках, сменяя одно творение другим. Таков Аллах - Господь и Покровитель ваш! Ему принадлежит вся власть, и нет иного божества, кроме Него. Так почему ж вы так отвращаетесь?» (39:6).
Перечислим эти периоды согласно знаниям современной эмбриологии: а) темень брюшной полости, б) темень стенок матки, в) темень мембраны амбриона (водный пузырь).
Кроме того, в аяте сообщается, что эмбрион проходит три различных стадии развития. Задумайтесь над фразой «…в трех мраках». При внимательном рассмотрении, в приведенном аяте указывается на то, что человеческий плод претерпевает в материнском чреве три стадии становления, которые отличаются одна от другой. И действительно, современные биологические исследования подтверждают, что зародыш проходит в утробе матери три различных эмбриональных фазы. Это положение занимает сегодня одно из важных мест среди фундаментальных знаний в книгах по эмбриологии, используемых в качестве учебных пособий на медицинских факультетах высших учебных заведений. Например, в фундаментально эмбриологическом издании, которые являются основой эмбриологии человека, этот процесс описывается следующим образом:
«Жизнь плода в матке матери проходит три стадии, пред эмбриональная - первые две с половиной недели, эмбриональная - до восьмой недели и фетальная - от восьмой недели до родов». Процесс развития плода в чреве матери был установлен лишь в наши дни при использовании современных технологических средств. Однако, как мы имели возможность, убедится это положение было приведено в Коране еще 14 столетий тому назад.
Далее хочу привести один хадис, который позднее нашел подтверждение в науке:
Пророк Мухаммад ﷺ в одном из своих хадисов говорит: «Кто хочет умастить лицо, пусть начинает с бровей. Ибо это предотвращает головную боль. Брови – первые волоски, прорастающие на теле человека» (ад-Дайлями). Эта истина ещё 1400 лет назад была открыта Посланником Аллаха ﷺ.
В учебнике «Эмбриология» (проф. Uvies Maskor), который изучается на медицинских факультетах, на странице 207 есть такие строчки: «Первые волоски в человеческом зародыше появляются на четвёртом этапе эмбрионального развития, и первыми вырастают брови».
Ультразвуковое исследование появилось только в начале 20-го века.
Итак, в чем же смысл материнства?
Для чего нам нужны дети?
Задумайтесь … и каждая ответьте для себя на этот вопрос. Обычно ответы бывают разными, например, что дети — это смысл жизни, подарок ВСЕВЫШНЕГО, ответственность, счастье, и это конечно все верно, я тоже так считала до того, как начала изучать детскую психологию с точки зрения Ислама. Для меня целью материнства было оставить после себя праведное потомство, но на самом деле если подумать во всех этих ответах прослеживается некий эгоизм с нашей стороны, то есть мы рассматриваем детей, как нашу собственность, как часть себя, как наше продолжение. Хотя юридически они нам и принадлежат, но дети — это не наша собственность и это даже не подарок Аллаха, не подарок свыше, а дети - это АМАНАТ.
Что такое Аманат? Аманат — это то, что Всевышний Аллах вверил, доверил нам на хранение, за что мы несем ответственность и за что мы будем спрошены перед Всевышним. Т.е если современное общество формально взяло под свою защиту детей только лет 50-60 тому назад (мы знаем, что Декларация прав ребенка принята ООН только в 1959 году), то Ислам защищает права и жизнь ребенка уже 1400 лет.
Во времена джахилии (невежества), время до возникновения Ислама невежественные арабы заживо закапывали своих дочерей боясь бедности и позора.
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (17:31).
Таким образом праведный верующий мусульманин должен понимать, что ни бедность, ни другие причины не должны приводить к убийству своих детей или аборту. Как говорится «дал Бог ребенка - даст и на ребенка».
Также мусульманин не должен делать различий между мальчиками и девочками.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, призывал соблюдать равенство и справедливость между детьми, как во внимании, в подарках, так и в ласке, поцелуях. Хадис пророка Мухаммада, мир ему, гласит «Будьте справедливы среди своих детей» - он трижды это повторил.
Давайте рассмотрим еще один из хадисов Пророка ﷺ. Нуман ибн Башир рассказывает, что его мать попросила его отца, чтобы он сделал Нуману подарок. Видимо, подарок был существенным, ценным, и она захотела, чтобы Посланник Аллаха ﷺ при этом был свидетелем. И тогда Пророк Мухаммад ﷺ спросил: «Ты сделал всем своим детям такой же подарок?» Он ответил: «Нет». Тогда Посланник Аллаха ﷺ промолвил:
«Тогда не делай меня свидетелем, я не хочу быть свидетелем несправедливости» (Бухари).
Равенство должно соблюдаться, чтобы ни один из детей ни в коем образом не почувствовал себя лишним в семье. Естественно мы проявляем больше ласки к младшим детям, кто-то из детей может быть милее или ближе, кто-то может быть любимчиком, поэтому этот хадис, призывает регулировать наши чувства, эмоции для того, чтобы мы проявляли справедливость между детьми.
И, естественно, если мы делаем разницу между детьми, обделяем кого-то из них, то это может оставить отпечаток в их сердцах, сказаться на их поведении, на любви друг к другу и к вам в частности, привести к соперничеству между детьми, неприязни, то есть самое главное, чтобы ваши дети чувствовали одинаковую любовь к ним.
Права детей в Исламе
1. Это право на хорошее имя. Имя должно быть таким, благодаря которому ребенка будут уважать; имя, которому ребёнок будет радоваться в этом мире и вечном, так как в Судный день людей будут призывать по их именам.
2. Право на жертвоприношение. Акика – это жертвоприношение, которое совершается мусульманами, когда рождается ребёнок.
По мнению трёх имамов ведущих исламских мазхабов (Шафии, Малика и Ахмада), это правовые школы в Исламе, акика является настоятельной сунной, то есть, такой сунной, которую крайне желательно выполнять, если есть на это возможность. По мазхабу имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах (в Казахстане в основном этот мазхаб) принесение в жертву акика не является сунной - это дозволенное (мубах) действие («Аль-Фикху аль-исламийю ва идиллатуху», том 4, стр. 2745), это вам для информации.
В чем мудрость акики - жертвоприношения:
- Это – проявление благодарности Всевышнему за то, что Он даровал нам ребёнка и облегчил его рождение. Аллах преумножает блага проявляющим благодарность.
- Это – объявление людям о том, что в данной семье и роду родился ребёнок, чтобы люди знали род и семью этого ребёнка.
- Это – воспитание в человеке щедрости, также и очищение его сердца от скупости и жадности. А о том, что щедрые и чистые люди бывают счастливыми, говорится в Коране.
- Это – вселение радости в сердца членов семьи, родственников и бедных людей, когда, собирая их за столом для угощения, способствуют усилению любви и взаимоуважения между ними.
За мальчика желательно принести в жертву двух баранов. За девочку желательно одного.
3. Далее Всевышний предписал грудное кормление. Грудное кормление должно быть по возможности полноценным и продолжительным до двух лет. Это полезно для здоровья ребенка.
В Коране сказано (смысл): «Кормящие матери обязаны кормить своих детей два полных года: это в случае, если отец ребёнка хочет завершить кормление грудью... если отец и мать захотят отнять от груди по взаимному согласию и совету, то на них нет греха» (2:233).
Ежегодно ученые открывают все новые и новые свойства грудного молока. Гормоны и ферменты, минералы и витамины, цельные клетки и факторы роста – чего только нет в нашем молоке! До сих пор состав грудного молока не расшифрован полностью, хотя в настоящее время известно около 1500 его компонентов.
4. Право на физическое обеспечение жильем, пропитанием и одеждой.
Этот пункт я думаю всем понятен. Родители обязаны давать детям все жизненно необходимые вещи, в том числе кров над головой, еду и одежду.
5. Право на академическое и религиозное образование, то есть помимо формального образования мы должны вменить детям в обязанность фарды (обязательные действия) Ислама. Родители обязаны посеять «семя веры» в душе ребенка.
«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием, т.е. знанием религии» (Бухари, Муслим).
Необходимо с самого детства приучать детей к богобоязненности, искренности, благородству, прививать такие качества, как скромность, милосердие, сострадание к ближнему, братство, доверие, ответственность, честность, верность и другие.
Большим наглядным примером в проявлениях этих качеств, конечно же, будете вы. И первое, с чего нужно начать родителям, это внимательно относиться к своим собственным словам и поступкам. Помните, что все, что вы говорите и делаете, даже если это шутка, слышат ваши дети.
Об Образовании детей у Айгули есть отдельная лекция, можете почитать более подробно. Т.е. мы несем ответственность за физическое состояние ребенка и за его внутренний мир.
НО самое важное и главное право, которое ребенок имеет на родителей. Как вы думаете, какое это право? Напишите, пожалуйста, ваши варианты ответов.
Это право на воспитание, если мы не даем ребенку правильного воспитания, не даем должного внимания, мы будем нести за это ответственность перед Всевышним. За то, что мы нарушаем право другого человека.
Воспитание детей это фард/фарз. Что такое фард? Фард - это поступки и обязанности, которые предписано выполнять как религиозные заповеди, то есть это обязательные положения и действия в Исламе. Поэтому каким бы важным делом мы не занимались, какой бы высокий пост не занимали бы, какую бы пользу наша деятельность вне дома не приносила бы в общество это не сравнится с той наградой, которую мы получим за воспитание своих же детей.
Даже если мы передоверяем наших детей каким-то специалистам (нянечкам, воспитателям, педагогам), то отвечать перед Аллахом только нам за его духовный мир, физическое состояние и здоровье, то есть мы не сможем оправдаться перед Всевышним, что это не я таким его воспитала.
В современном мире существует немало методик, пособий, наставлений и советов, посвящённых тому, как правильно воспитывать детей. Но… чтобы мы не делали, как бы мы не воспитывали своих детей, какой бы вклад мы не внесли бы в это, конечный результат всегда зависит только от Всевышнего, поэтому наряду с воспитанием нужно еще и параллельно постоянно делать дуа за наших детей.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На три мольбы Аллах отвечает, и в этом нет сомнений: дуа притеснённого, дуа путника и дуа родителя за своего ребёнка» (Ибн Маджа, 3862). В версии имама Ахмада (7197) говорится: «…и дуа родителя против своего ребёнка».