АВТОРСКИЕ СТАТЬИ
РАИ НАДИРОВОЙ

Эти статьи представляют собой не только исследовательские работы, но и источник вдохновения для личного роста и понимания окружающего мира. 

Независимо от вашего уровня знаний в области психологии, вы обязательно найдете что-то новое и увлекательное в наших статьях.

НАДИРОВА РАЯ

Основатель Rido Global.
Профессиональный коуч и психолог.
Специалист в области НЛП и психосоматики

АВТОРСКИЕ СТАТЬИ

 

Что такое визуализация?

Очень многие обращаются с вопросом, а можно ли визуализировать? Не противоречит ли это религии? Сегодня мы разберём, что такое визуализация и после этого вы сможете сами сделать свои выводы.

Визуализация — создание в воображении образов желаемого и это один из мощнейших инструментов для достижения целей.

Не стоит недооценивать этот инструмент и связанную с ней работу головного мозга.

Прежде всего, визуализация запускает, раскрывает скрытые возможности нашего подсознания, развивает воображение и расширяет сознание. И как вы понимаете в этом нет никакой магии или эзотерики, а это абсолютно рациональная вещь.

Дело в том, что ученые обнаружили, что мозг на самом деле не разделяет происходящее в воображении и в реальности. Когда вы вспоминаете что-то или представляете своё будущее, планируете, в головном мозге выделяются те же химические вещества, гормоны, что и в реальной ситуации, согласно физиологии человека. Для него (в его работе) нет прошлого или будущего, но есть настоящее - здесь и сейчас, и чем больше ученые узнают о работе нашего мозга, тем более эффективной представляется визуализация.

Мозг всегда ведёт себя одинаково, то есть реагирует на ситуацию или событие, и не важно, переживаете вы это событие на самом деле или только представляете его. Когда мы воображаем, планируем, представляем себе своё будущее мы создаём новые нейронные связи в мозгу, которые помогают нам мыслить и действовать по-другому.

 

Что такое нейронные связи?

Цепочки нейронов - это нервные клетки мозга, отвечающие за передачу информации, опыт. В головном мозге постоянно формируются новые нейронные связи, и если его стимулировать, т.е. визуализировать, представлять, воображать, планировать, то клетки будут обновляться быстрее, а способности — развиваться активнее.

Визуализация очень хорошо помогает в достижениях в любых сферах жизнедеятельности человека.

Эксперименты, проведенные в университете Беркли ещё в 1970-х годах, доказали, что самые лучшие результаты показывают те спортсмены, которые комбинируют визуализацию с реальными тренировками, и есть очень много историй спортсменов, подтверждающих это.

Весь секрет успеха этой техники, а именно визуализации кроется в том, что она учит концентрации внимания.

Отметьте, визуализация основывается не на мечтах, а на концентрации и осознанном намерении! И именно поэтому она приносит плоды!

Я бы назвала визуализацию - детализацией дуа (мольбы). Когда человек четко знает, чего он хочет, и не просто мечтает, но и делает необходимые шаги по направлению к своей цели. На самом деле успеха добивается именно тот человек, который знает в деталях, в цифрах чего он хочет и к чему стремится.

Человек представляет себе желаемое очень подробно и действует по этому плану. Соответственно в головном мозге появляются новые нейронные связи, новый опыт и меняется поведение человека, он начинает замечать больше возможностей, раскрывать свой потенциал.

В хадисе-кудси до нас дошли следующие слова Всевышнего:

«Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним там, где он поминает Меня…» (Бухари, Муслим).

В другой версии этого хадиса говорится:

«Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб Мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”» (Ахмад, Ибн Хиббан).

Получается если вы смотрите на жизнь, если вы видите ее в тёмных красках и не видите света в конце тоннеля, то жизнь повернётся к вам своей темной стороной по воле Творца, но, если вы видите светлую сторону жизни, планируете, визуализируете, делаете дуа и уповаете на Всевышнего, т.е. отпускаете ситуацию, начинаете доверять Создателю, то и жизнь повернётся к вам своей лучшей стороной по Его воле.

 

Зачем нужна Психология мусульманам, когда есть Основы Шариата, Коран и Сунна?

Ислам — это путь, указанный нам Всевышним Аллахом. Это единственный путь, ведущий человечество к счастью в обоих мирах, а знания — это душа Ислама. Подобно тому, как тело без души разлагается, и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания — это душа Ислама и опора религии» (хадис передал Абу Шайх).

Ученые говорят, что все наши проблемы от того, что мы не знаем свою религию. Для человека нет большего несчастья и бедности, чем невежество в религиозных науках и знаниях. Тем не менее, большинство мусульман сегодня довольствуется своим невежеством. Обучение Исламу у многих из нас стоит на втором плане, если не на третьем. Но Священный Коран, хадисы, шариат — это свод законов начиная от того как правильно справить нужду и заканчивая тем как править государством.

Если психология взяла начало на западе зачем она нужна нам, мусульманам?!

Давайте для начала разберёмся в самом термине науки «Психология». Психология с древне греческого переводится, как наука о душе, и начало своё она берет далеко не в XX веке и не с учений Зигмунда Фрейда.

Исламская Психология — это не новое направление, это наше возвращение к первоисточникам. Ещё в средние века такие мусульманские ученые как ал-Кинди, ар-Рази, ал-Балхи, ал-Газали описывали состояния души, психики человека.

Всеми известный мусульманский учёный АВИЦЕННА (Ибн Сина) говорил о науке взаимосвязи души и тела, и он писал о психосоматических расстройствах.

Знаменитый исламский учёный средневековья Абу Зайд ал-Балхи (IX-X вв.), впервые описал и классифицировал психозы, неврозы, невротические расстройства. Труды этого ученого, можно сказать, определили весь ход развития психологии и являются прекрасным образцом и источником исламской психологии.

Психология неотъемлемая часть религии! И нужно отметить огромный вклад средневековых мусульманских ученых в развитие медицины и психологии.

Работы знаменитого мусульманского ученого средневековья ал-Балхи о болезнях души и тела намного опередили свое время.

Первая психиатрическая больница появилась в Багдаде в VIII веке. Уже тогда была создана исламская система больниц, с пациентами работали врачи, медсестры и духовные учителя (наставники, устазы), под наблюдением которых находились больные.

Наш современник Малик Бадри является самым известным основоположником исламской психологии. Малик Бадри основатель и президент международной ассоциации исламских психологов, которая берет своё начало ещё с 70-х годов.

Ислам становится источником развития для психологии, а «Психология» помогает лучше понимать Ислам и жить в соответствии с ним. Психология это один из инструментов нашей Веры. Исламская психология - это изучение души, поведенческих эмоциональных психических процессов, как видимых, так и не видимых аспектов.

Считается, что если человек верующий, то ему не нужна психологическая помощь. Но тут вопрос каково качество этой веры, на каком уровне она? ...

Передается, как пророк Ибрахим (Авраам), мир ему, однажды обратился к Всевышнему Аллаху: «О Господи! От кого болезнь?» — «От Меня», — прозвучал ответ. «А от кого лекарство?» — спросил пророк, «От Меня», — было сказано ему. «А зачем же в таком случае врач?» — недоумевая, поинтересовался Ибрахим. «Врач — это человек, в руки которого Я низвожу лекарство [через него даю исцеление]», — ответил Творец.

Обращение к психологу как раз является ничем иным, как созданием причин для изменений в лучшую сторону, ведь Аллах не меняет положение человека, пока он сам себя не изменит.

«…Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» (13:11).

Поэтому, когда мусульманин обращается к помощи профессионала, он не делает ничего предосудительного, тем самым создавая причины и полагаясь на Аллаха, так как исцеление он должен ждать не от доктора и лекарств, а только от Аллаха Всевышнего. Господь сказал в Коране (смысл): «Уповайте на Аллаха , если вы являетесь верующими» (сура «Аль-Маида», аят 23).

Изучение психологии должно вести к укреплению веры, к более осознанному исполнению поклонения и служения Всевышнему. Психологические знания должны служить вере. При этом мусульманский психолог должен быть профессионалом как в области психологических знаний (должен тщательно изучать западные психологические теории и концепции), так и исламских: знать основы религии, изучать разные исламские правовые школы, хадисы и когда нуждается консультироваться с имамами и устазами.

Испытывающим психологические проблемы людям нужна профессиональная психологическая поддержка. Психологическая терапия - это ювелирная работа профессионала, учитывающего все нюансы и сложности психики человека, где в первую очередь учитывается негласный закон психологов: «Не навреди».  Как человек будет правильно нести свою веру, выполнять религиозные предписания, если у него психологические душевные травмы, ограничивающие убеждения, блоки и нестабильное душевное состояние? Отсюда и метание из крайности в крайность, нестабильность в поклонении и поведении. Психолог становится причиной изменений человека на глубоко осознанном уровне, что только способствует совершенству в религиозных предписаниях, быть более собранными, глубже понимать религию и в первую очередь себя.

Нельзя противопоставлять ислам и научное знание, психологию и другие науки, это ошибка и также крайность. Нам нужно развивать сотрудничество между религиозными деятелями и психологами, ведь на самом деле наука подтверждает религию и укрепляет веру.

Наука психология служит во благо нашей религии...

 

Сегодня мы с вами будем разбирать очень важную тему - многожёнство. Здесь хотелось бы немного разобрать эту тему с точки зрения Ислама, а потом уже пропустить через психологию, психику человека. Постараюсь донести всю суть и серьезность очень актуального вопроса для многих мусульманских семей.

Всевышний Аллах в Коране говорит «...женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Ан-Ниса», аят 3). Если более подробно разобрать вопрос многожёнства, можно понять, что оно вовсе не является обязательным. Это право дается мужчине, а он может решать, воспользоваться им или нет. Давайте, разберем, почему в исламе разрешено многожёнство? Во-первых, так сложилось, что полигамия практикуется именно в тех областях, местностях где преобладает женское население и эти меры необходимы, чтобы каждая женщина была под защитой. При этом обычно женщины соглашаются на роль второй или третьей жены потому, что не смогли стать первой. Учитывая все эти моменты, мы можем сказать, что многожёнство разрешено из соображений благополучия и равных прав всех женщин. Но есть определенные правила многоженства в исламе, которые необходимо соблюдать. В первую очередь - это справедливость. Итак, вспомним основные положения, установленные Кораном. Муж обязан одинаково обеспечивать всех жен, это относится ко всему: питание, одежда, жилье, мебель и так далее, то есть каждая из жён должна получать все, что необходимо. Мужчина обязуется предоставить отдельное жильё для каждой из них. При этом он не может поселить одну жену во дворце, а другую – в лачуге. Это будет проявлением несправедливости и ущемлять права жены. Муж должен проводить со своими женами равное количество времени (ночей). Тем самым, справедливость должна проявляться не только в материальных благах, но и во внимании. Так же мужчина должен одинаково заботится о детях, рожденных от разных жен. Равноправие должно быть соблюдено во всем. Таким образом, условия многоженства в исламе таковы, что мужчина должен быть полностью справедлив к своим избранницам, если же он не в силах этого обеспечить, то ему следует довольствоваться одной.

Всевышний Аллах говорит: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей [не уделяйте все внимание только одной жене, оставляя другую в таком положении, когда она, выйдя замуж, чувствует себя незамужней]. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (Сура ан-Ниса 4:129).

Я думаю с этим все понятно. Теперь давайте посмотрим на ситуацию с многожёнством с точки зрения психологии, психики человека. В психологии есть такое понятие как триангуляция.

Триангуляция - это эмоциональный автоматический процесс между двумя людьми, который выражается во втягивании, в вовлечении в отношения двоих людей третьего лица. Обычно это происходит в условиях повышенного напряжения, тревоги или стресса. То есть в случае с многожёнством, когда в семье происходит кризис, а они происходят периодически, то вместо того, чтобы пройти этот кризис вдвоём, мужчина затягивает третью сторону - вторую жену. Тем самым пытаясь решить проблемы в нынешней семье, за счёт триангуляции по сути не решив их, а преумножив, потому что рано или поздно конфетно-букетный период заканчивается, и начинается быт помноженный на двое, так как уже две семьи…

Третья сторона при этом выполняет важную функцию - снижает напряжение между ними. Третий в отношениях появляется не случайно. Третий включается в отношения, когда в них скапливается слишком много энергии. Обычно они втягиваются, забирают на себя часть энергии и выталкиваются обратно. Тоже самое происходит в полигамном браке. Зачастую мужчина берет вторую жену, я не говорю о тех случаях, когда есть договоренность и гармония между супругами, и тем самым неосознанно пытается избежать того напряжения, кризиса, который возник с нынешней супругой, прикрываясь сунной нашего Пророка, мир ему. При этом забывая, что Пророк, мир ему, женился на женщинах не молодых, и с целью распространить Ислам, взять под покровительство женщин, которые нуждались в этом и практически все они были вдовами или разведёнными с детьми. Поэтому здесь стоит задуматься, уважаемые братья, действительно ли ваше намерение – выполнение сунны Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или же это все-таки триангуляция? Или же вы пытаетесь решить проблемы в нынешнем браке, за счёт второго, затягивая третью сторону?

Кстати, далеко не каждый мужчина психологически способен стать многоженцем. Психологически это очень сложный момент, только действительно зрелая личность с правильными намерениями, с качественной верой может быть справедливым к своим жёнам. А Аллах знает лучше!

 

Тема сегодняшнего выпуска - Намаз. Мы знаем, что это один из столпов Ислама, один из наших фардов. Но сегодня мы разберём все те блага с точки зрения науки и психики человека, которые он получает благодаря религиозной практике, совершению намаза.

Итак, что же такое намаз?

Намаз- по арабский салят. Это второй столп Ислама, обязательная пятикратная молитва, опора и основа религии Ислам.

В хадисе говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил у сподвижников: «Скажите, если бы у дверей вашего дома протекала река, и вы купались бы  в ней по пять раз в день, осталась ли бы после этого на вас какая-нибудь грязь?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А это подобно пяти (ежедневным) молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения» (имамы Бухари; Муслим).

То есть 5-кратный намаз очищает сердце человека от грязи мелких прегрешений, совершённых в периоды между намазами. В Священном Коране говорится о том, что намаз защищает человека от совершения грехов, нехороших поступков, так же он служит для покаяния и просьбы прощения Аллаха.

Пятикратный намаз обязателен для любого, находящегося в здравом уме мусульманина достигшего половой зрелости. От него освобождаются только женщины в состоянии хаид и нифас (послеродового очищение и менструального цикла).

Всевышний Аллах Самодостаточный и Он абсолютно не нуждается ни в чем и в нашем намазе в том числе, мы его читаем не для Него, это мы в нем нуждаемся, намаз необходим нам для успокоения души, ежедневной перезагрузки.

Теперь давайте посмотрим на те блага, которые верующий получает от намаза каждый день в реалиях современной жизни.

Представьте себе, что каждый день вы проходите по пять сеансов терапии у самого лучшего психотерапевта или профессионального психолога, который вообще когда-либо существовал на свете и которому вы доверяете полностью, а еще Он вас любит и Он не равнодушен к вашей судьбе. Как вы думаете много ли у нас останется проблем после такой тщательной проработки?? К кому ещё мы можем обратиться в любой момент, в любой ситуации, словами или молча? И кто всегда слышит наши дуа и молитвы. Конечно Наш Творец, Создатель. А это можно сделать только посредством молитвы - намаза.

Молитва очищает сознание, доводя до состояния младенца. Каждый раз, когда мы читаем молитву, наш организм и наше сознание отдыхают. Молитва - это мощная «перезагрузка» - сброс ненужной, негативной энергии. За те несколько минут, которые вы совершаете намаз ваш организм и разум отдыхают, наполняются ресурсами и успокоением.

Сделанный на автомате намаз не приближает к Создателю, и не приносит того исцеления, которое можно получить от этого поклонения. Только намаз сделанный, искренне, с упоением и упованием на Аллаха даст нам отдохновение как для души, так и для тела.

По данным ученых смена пяти больших периодов биоритмов человеческого организма совпадает со временем пяти ежедневных намазов. При смене каждого из этих пяти периодов биоритмов вначале происходит открытие биологически активных точек (БАТ). В таком состоянии они остаются в течении пятнадцати минут, после чего начинается их постепенное закрытие, которое продолжается около двух часов.   Если вспомнить, что согласно хадису Пророка, мир ему и благословение Аллаха, самым ценным является намаз, совершенный сразу по наступления его времени, и что, в крайнем случае, если кто-либо не успел совершить намаз вовремя, то его можно совершить еще в течении определенного времени (примерно 1,5-2 часов). Очевидно, что все это связано с режимом работы биологических активных точек (БАТ).

Также известно, что сажда  (земной поклон) – лучший способ погашения (разряжения) электромагнитного излучения, исходящего из тела человека. Ученые доказали, что гравитация земли притягивает к себе все вредные лучи и волны в моменты земного поклона. Для мусульманина земной поклон – это его обязанность, его благодарность и покорность Всевышнему. Он не ищет для себя пользы от него, он лишь стремится к довольству Своего Создателя, но вместе с тем получает радость, умиротворение, а ещё здоровье. 

Уже известно, что молитва помогает при эпилепсии. При этой болезни мозг посылает сигнал к определённым мышцам организма, и они активно сокращаются, что приводит к приступам. Но во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга. Молитва в этом случае действует как лекарство, она помогает мозгу не посылать ложных сигналов к мышцам. 

Немало случаев, когда врачи, признав бессилие медицины перед болезнью пациента, отправляют его умирать домой, но человек остается жив и выздоравливает, благодаря силе своей веры и совершенным им молитвам. Молитва убивает микробы и улучшает память.

Говоря о воздействии молитвы на людей, невольно вспоминается и то, что даже в воде погибают микробы от чтения молитвы над ней, что подтверждено учёными. Учёные шокированы этим фактом, а мусульманам нечему удивляться, им передано из хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что, прочитав суру «аль-Фатиха», можно не только очистить воду, но и даже предотвратить отравление.

Следующий вопрос касаемо намаза, которым задаются не только мусульмане, но и не мусульмане. Это то, что намаз читается только на арабском языке, даже если мы не понимаем его.  Почему мы не можем читать намаз на родном языке?  Ну, например, на казахском или ещё на каком-то другом? Казалось бы, на родном языке мы могли бы достичь еще большей осознанности и глубины мысли в молитве. Но чтение намаза на арабском языке обязательно для всех независимо от национальности. Молитву и дуа можно делать на другом языке, это не запрещено, но не намаз.

Если бы Ислам был бы религией какого-то определенного региона или какой-то определенной нации, то конечно использовался язык той нации или региона. Но так как Ислам — это Мировая религия и она объединяет представителей многих национальностей, то естественно ей будут присущи свои особенности и свойства.

К примеру, если мы поедим в какую-то страну, например, Китай, и не будем знать языка – то мы не поймем азан прозвучавший на китайском языке, и мы можем пропустить намаз.

Следующий важный момент в этом вопросе это то, что ни один из переводов Корана не сможет полностью передать всю суть и значение подлинника. Учитывая все особенности арабского языка, каждое слово аята имеет несколько смыслов. А в переводе приводится лишь одно значение близкое по смыслу. В любом случае каждый переводчик интерпретирует по-своему. Все потому, что Аллах придал Корану такую особенность и поэтому нам не надоедает читать в каждом ракаате суру «аль-Фатиха».

Ученые доказали, что суры из Корана, зикры (поминание Аллаха) имеют магическую силу и по-особенному влияют на внутренний мир читающего человека.    

Для тех, кто уже давно читает намаз, нужно стараться быть всегда в осознанном намазе ведь как говорится в священном хадисе, пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, иман (вера) внутри вас изнашивается так же, как изнашивается одежда. Так просите же Аллаха о том, чтобы Он обновлял иман в ваших сердцах!» (Аль-Хаким).

Во-первых, нужно украсить свои намазы, добавив в них искренность и осознанность. Не совершать намаз как обязанность, тяжелое бремя, долг.

Стараться вовремя выполнять молитвы, в нужное время. Помнить о том, что, отложив ее однажды на потом, к сожалению, вы всегда будете стремится к этому. Учить новые суры, чтобы украсить свой намаз. Помнить, это тот момент, когда вы предстаете перед Аллахом и становитесь наиболее близко к Нему.

Быть благодарными и никогда не переставать благодарить Аллаха, быть довольными тем, что он предписал.

Проявлять смиренность, в этом – душевное спокойствие. Совершать много поминания Аллаха.

С точки зрения психологии намаз - это шикарный инструмент само регуляции, ежедневной перезагрузки и само поддержки.

Намаз - это диалог со Всевышним. Всевышний Аллах дал нам 24 часа в сутки из них 23 Он нам подарил и только один час в день - это время, которое уходит на поклонение, на омовение, на намаз. Задумайтесь об этом…получив взамен успокоение души, разума, осознанность, очищение и надежду в ахирате…

 

Как негативные установки влияют на качество нашей жизни?

Обращаясь к психологу, очень часто многие не понимают, почему спрашивают об отношениях с родителями, о детстве, когда у меня проблемы с личной жизнью, рушится брак, проблемы в карьерном росте, я в долговой яме? Причём тут мое детство, если я никак замуж не могу выйти? И как все это взаимосвязано?

В реальности все это связано напрямую.

На самом деле наш головной мозг, наша психика работают как сверхточный компьютер, и все те программы, шаблоны, которые в него заложены с самого начала нашего жизненного пути, в дальнейшем каждый раз просто  повторяются. Большинство этих программ формируется именно в детстве и позже они запускаются или перезапускаются в схожих ситуациях. Именно поэтому, чтобы внести существенные изменения в свою  жизнь в лучшую сторону (настоящие изменения — глубокие, постоянные), разорвать семейные сценарии поведения необходимо перепрограммировать свой  мозг. Как это сделать? Поменять свои установки. Ведь не смотря на предопределение Творца, Всевышний дал нам разум и у нас всегда есть выбор стать лучше. И качество нашей жизни все же зависит от нас...

Мы часто слышим о психологической травме, но плохо представляем себе, что это и, главное, что делать с последствиями этой самой травмы. Психологи выделили признаки, по которым можно определить есть ли травма у человека.

Эмоциональные признаки:

  • зависимость от партнера (созависимые отношения);
  • раздражительность, вспышки гнева, чувство вины, стыд, тревога, страхи и чувство подавленности;
  • замкнутость, сложности в контактах с другими людьми;
  • отсутствие доверия миру;
  • сложности с обучением и концентрацией внимания;
  • вы не чувствуете себя цельным человеком, вы словно потеряны;
  • проблемы в выстраивании отношений.

Физические признаки:

  • утомляемость, вялость;
  • мышечный гипертонус, особенно в икрах и спине;
  • головные боли;
  • неспособность расслабиться и отдохнуть;
  • нарушение сна;
  • психосоматические заболевания (по разным оценкам психологов, от 80 до 100% психосоматических заболеваний развиваются из-за травмы).

Под влиянием травмы наш потенциал не раскрывается полностью. Наша вера в собственные силы подрывается. И все это сопровождается различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и прочее...

Итак, что же делать с детскими психологическими травмами?

Их нужно обязательно выявлять и прорабатывать, и начать нужно именно с негативных установок. Если вы хотите изменить жизнь к лучшему, сначала измените свои негативные установки!

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал, что мы должны каждый день меняться, развиваться: «Потерпит урон тот, у кого два дня похожи друг на друга» (Хатиб Багдади “Иктидаи-Илми-Амеле”,122).

Негативные установки — это самое чудесное открытие психологии.

Каждый из вас согласится, что, если ты знаешь врага в лицо, ты можешь его победить, по милости Творца.

Негативные установки — это убеждения, которые есть у каждого из нас. Они очень сильно влияют на нашу жизнь и создают неприятности, мешают реализовываться и строить отношения. Откуда они берутся? Многие установки вкладывают в нас родители, другие мы приобретаем, проживая жизнь с негативным опытом.

Выявить эти установки очень просто - вспомните мысли, события, которые порождают у вас неприятные ощущения, чувство безысходности и подавленности. Они обычно лежат «на поверхности», и вы легко вспомните о них.

Их нужно «вытащить» из себя и осознать.

Наше подсознание работает удивительным образом, оно не делит установки на негативные и позитивные. Все установки для подсознания — это Команды к действиям, к исполнению, которые мы когда-то загрузили в себя. Это шаблоны, подсознательные программы поведения. И наше подсознание просто их исполняет, это очень удобно, потому что не нужно думать, как себя вести в повторяющейся ситуации по шаблону, то есть произошла ситуация - включается шаблон поведения, как выйти из этой ситуации. А если шаблон негативный (например, неудачный опыт родителей в этой сфере), то это становится нашим блоком. И мы, доходя до определённого уровня не можем быть успешными именно в этой области нашей жизни, так как мозг просто включает шаблонное поведение.

Для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему нужно изменить свои негативные установки на позитивные убеждения, которые будут приводить нас к позитивным последствиям, к успеху.

В Коране говорится: «За каждой тягостью следует облегчение» (94:5-6). Не позволяйте негативными эмоциями управлять вами. Наоборот, это вы должны уметь держать их под контролем.

Напротив каждой выявленной негативной установки нужно написать полностью противоположное позитивное утверждение, оно не должно быть слишком длинным, не должно содержать отрицаний, то есть частицы «не», и оно должно быть вам приятным.

Например: «Я никогда не добьюсь успеха», «Я никогда не выйду замуж» и т.д.

А вот противоположные позитивные утверждения: «Я легко и быстро добиваюсь успеха в любимом деле, по милости Творца», «Я очень интересная и привлекательная и многие мужчины сочтут за честь сделать мне предложение, ма шаа Аллах».

Недаром сказано в Священном Коране: «…и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (12:87).

Установки изменить можно постараться и самостоятельно, либо обратиться к специалисту. Качество нашей жизни, зависит от нас, наших мыслей, детских травм и установок.

«Аллах не меняет положения людей: не ведёт их от нужды к благополучию, от силы к слабости, пока они сами не переменятся душой в соответствии со своими стремлениями» (13:11).

 Меняться нужно на уровне души... на уровне мыслей....

 

Всевышний Аллах предопределяет нашу жизнь, но все же Он нам всегда дает выбор, за который будет спрос, и качество нашей жизни определяет наша психика. В Священном Коране Аллах говорит, что дал разум человеку и тем самым он отличается от животных.

«Поистине, в творении небес и Земли, в том, что ночь сменяется днем, есть знамения для обладающих разумом» (3:190).

Это и есть психика, сознание и подсознание.

Хотите изменить качество своей жизни? Выходите из «зоны комфорта», из позиции жертвы:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

Когда у нас внутри есть негативные эмоции в виде обиды, гнева, агрессии -  все позитивные события в нашей жизни на этом фоне тускнеют, мы не видим жизнь в ярких красках, поэтому нам нужно убрать этот фон. Порой сбываются наши очередные мечты, а мы этого даже не замечаем, так как мы ушли в наши эмоции, которые захватывают нас и отключают наш разум:

«Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать» (8:22).

Негативные эмоции в нас создает наш «центр обеспечения безопасности», или Рептильный мозг. Рептильный мозг - это самый древний мозг, который есть и у животных. Этому мозгу более ста миллионов лет, то есть это наши инстинкты, они обеспечивают нашу безопасность в сложных условиях выживания. Его реакция обретает необыкновенную скорость, когда жизнь в опасности или, что-то нам угрожает. 

Несмотря на то, что этот мозг отвечает за реакции, которые гарантируют нашу мгновенную безопасность, порой он путает воображаемую опасность с реальной угрозой. Вот в чем все дело, это наши переживания, тревоги.

Произошла какая-то ситуация, наш рептильный мозг среагировал, чтобы защитить нас и изменил наше энергетическое состояние. Причем при разных видах опасности мы испытываем разные эмоции.

Поэтому мы можем перепрограммировать свой головной мозг и изменить реальность вокруг себя, что говорит Всевышний в Коране:

«…Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» (13:11).

А эмоция обиды возникает, когда мозг считает, что человек сильнее вас, но все же вы хотите на него повлиять.

Обида – это чувство, замешанное на злости и беспомощности. Принято считать, что обида – это детское чувство, а взрослым обижаться как-то глупо, несерьезно.

Но это такая сильная эмоция, с которой даже будучи взрослыми мы не всегда можем справиться. Все дело в том, что эмоции, это энергия, которые живут своей жизнью. Для эмоций нет времени, заметьте, когда вы что-то вспоминаете, произошедшее лет 10-20 тому назад это продолжает оставаться мощным эмоциональным событием. Другими словами, даже если травмирующее событие, сопровождавшееся сильными эмоциями, произошло 50 лет назад, – для психики это ровным счетом ничего не значит. Эмоции не подвержены распаду, как это происходит в материальном мире.

Обида в психологическом смысле обладает очень сильной энергией …

Иногда обида настолько захватывает внутреннее пространство человека, что он становится вообще не способным воспринимать мир хоть с какой-нибудь другой позиции, кроме как поделив его на «обидчиков» и «нормальных людей». Наш «обиженный ребенок» в недрах психики вырастает до огромных размеров, заслоняя собой другие аспекты жизни.

У обиды есть свое специальное назначение - ее создает в нас Рептильный мозг для того, чтобы мы оказали давление на человека, и он сделал то, что нам нужно.

Обида обладает сильной токсичной энергетикой и поэтому ее можно считать чемпионом в списке причин психосоматических заболеваний. Многие люди годами не могут справиться с болезнью, причина которой лежит в переживаниях раннего детства. Тело несет в себе память о ней, и заболевает каждый раз при новом «воспоминании» о старой травме.

Именно поэтому очень важно научиться прощать, освобождаться от того негативного, что происходило в жизни и тем самым очистить место как для позитивных эмоций и ощущений, так и для радостных событий в жизни.

Посланник Аллаха, мир ему, говорил: «Помирись с тем, кто обидел тебя, отобрал у тебя что-либо и прости того, кто поступил с тобой несправедливо!» (Ахмад). 

Для того чтобы двигаться дальше, изменить качество своей жизни в лучшую сторону, открыть потоки это и в личной жизни и финансовом состоянии. Прежде всего мы налаживаем связь с Богом, с Всевышним Аллахом, потом прощаем себя, ведь если мы не можем прощать других, то носим эти обиды в себе, а значит мы не прощаем себя.

Делаем дуа (мольбу) за всех кого мы обидели, и кто обидел нас, желаем им блага этой жизни и следующей …

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я никогда не видел, чтобы пророк стремился наказать человека, причинившего ему зло, напротив, он призывал быть милостивыми и прощать обидчика» (Абу Давуд).

Мы не можем изменить прошлое, но мы можем перестать за него цепляться, освободиться от его деструктивного влияния на наше настоящее и будущее, ведь во всем есть воля Творца …

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что хотел Аллах, то и было, что не хотел, – не было».

Умение отпускать обиды – одно из самых важных умений в жизни. … Но правильно прощать умеют не все.

Пророк Мухаммад, мир ему, говорил: «Аллах возвеличивает того, кто прощает других ради Аллаха» (Муслим), «Прощайте и будете прощены» (Ахмад).

Тема обид и прощения очень важна, непрощение разрушает психическое здоровье и приводит к ранней смерти по воле Аллаха. Прощение – самый важный вклад в исцеление уммы, общества, мира.  Всевышний Всепрощающий ... и мы должны прощать, если хотим быть прощеными…

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Умейте прощать и идти на уступки. Ибо прощение и снисходительность лишь прибавляют величия и значимости человеку. И если желаете, чтобы Аллах возвеличил вас, простите же и вы другим их грехи».

 

Пост в священный месяц Рамадан имеет очень много преимуществ как духовных, физических так и психологических. Сегодня я бы хотела вам рассказать о некоторых психологических аспектах месяца Рамадан.

Пост в Священный месяц Рамадан является третьим столпом Ислама, и предписан всем совершеннолетним и здравомыслящим мусульманам. В течение месяца Священного поста мы берём под контроль свой нафс (эго), отказываясь от физиологических потребностей в световое время дня.

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (2:183).

Давайте разберём этот момент с точки зрения психологии. Пирамида Маслоу, которую в своё время разработал психолог Абрахам Маслоу, последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Суть этой пирамиды в том, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простых к высоким и духовным. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, только когда утолены низшие.

По этой теории цель поведения человека достичь самоактуализации, то есть восполнить духовные потребности. Но на первом уровне это удовлетворение своих физиологических потребностей.

Во время поста в световое время дня мусульмане отказываются от своих основных физиологических потребностей, таких как: еда и питье, половой акт, соблюдая очень строгую дисциплину.

Айша (да будет Аллах доволен ею) сообщила: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) употреблял еще больше усилий в богослужении во время Рамадана, чем в любое другое время года, он еще больше посвящал себя поклонению Аллаху в последние десять ночей Рамадана, чем он в первой части месяца» (Муслим).

Уровень духовности в этом месяце возрастает, если судить по этой пирамиде - то мы отказываемся от первой ступени, от удовлетворения своих низших потребностей сразу попадаем на высшую ступень - духовную. Поэтому Священный месяц Рамадан - это прекрасная возможность укрепить или восполнить своё духовное развитие, свои высшие потребности.

Абу Хурайра передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто соблюдает пост во время месяца Рамадан с искренней верой, и в надежде достичь награды Аллаха, то все его прошлые грехи будут прощены» (Аль-Бухари и Муслим).

Священный месяц Рамадан - это перезагрузка именно для всего организма, его духовной и физической части. Во время поста отдыхает пищеварительная и центральная нервная системы, нормализуется метаболизм.

Известно, что на формирование новой привычки человеку необходим 21 день, это обусловлено психологически и физиологически, а следующие 10 дней привычка, закрепляется. В среднем нужен месяц, чтобы закрепить новые привычки. Именно во время месяца Рамадан можно закрепить полезные привычки в питании, в раннем пробуждении, самодисциплине, постоянстве поступков. Эти привычки можно продлить, закрепить и пронести через всю свою жизнь в общем и через весь последующий год до следующего Рамадана в частном случае. Поэтому пост это прежде всего «Самодисциплина», а дисциплина делает нас более успешными в этом мире (дунье) и приближает к Создателю.

В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ее Аллах), говорится: «Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного» (Аль-Бухари и Муслим).

Комментируя данный хадис, имам Ан-Навави отмечает: «Этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное. Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное», то есть дисциплина в делах и поступках должны быть приоритетом жизни верующего.

Пост призывает нас быть терпеливыми, не злиться, не осуждать, не сплетничать и т.д., то есть очищать свои сердца, избавляясь от душевных болезней, и совершать как можно больше благих дел.

Абдулла ибн Амр сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день: Пост скажет: «О мой Господь, я не допускал его к еде и желаниям в течение дня, прими мое заступничество за него». И Коран скажет: «О мой Господь! Он не спал по ночам, так что прими мое заступничество за него». Заступничество обоих будет принято (Ахмад).

С психологической точки зрения Рамадан – это важное время для верующего.  Во время Рамадана мы, мусульмане, получаем возможность отточить в себе качество самоконтроля.

Давайте вспомним «Зефирный эксперимент» Стэнфордского ученого, психолога Уолтера Мишеля, который проводил психологические исследований с детьми. Он и его команда исследовали сотни детей, чтобы вывести одно качество, которое является самым важным для здоровья, карьеры, отношений и жизни в целом. Во время эксперимента детям предлагали их любимые сладости, с условием если они потерпят некоторое время, то они получат двойную порцию, оставляя их наедине с лакомством. Дети вели себя по-разному: кто-то съедал сразу, кто-то все-таки пробовал, кто-то терпел только до половины назначенного времени, а некоторые действительно удержались 15 минут и в подарок получали вдвое больше.

После этого эксперимента за детьми наблюдали в течение нескольких десятков лет и выявили закономерность.

Дети, которые смогли немного потерпеть ради второй сладости были самыми успешными, социализированными во всех областях жизни.

А те, кто не смог устоять, терпели неудачи в браке, в карьере и в других сферах. Так, эти исследования доказали, что способность откладывать удовольствие является критически важной для достижения успеха в жизни…

Тот же самоконтроль, который проверяли исследователи в приведенном выше эксперименте это то, что мусульманин вырабатывает в себе во время поста. А это одно из самых важных качеств для достижения мирского и вечного успеха, потому что терпение нужно почти во всем, чтобы отказывать себе в настоящем удовольствии ради будущего вознаграждения в следующей жизни.

Аллах Всевышний сказал: «… Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета» (39:10).

Поэтому пост приносит благо человеку не только в Мире вечном, но и в этой дунье, помимо всего блага физического и духовного, он воспитывает в человеке навыки успеха и самоконтроля.

А самый успешный человек это тот, кто умеет справиться с самим собой, проявляя терпение, выдержку, дисциплину и самоконтроль.

Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Остерегайся откладывать (дела на потом), ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня».

 

Секрет счастья человека заключается - в благодарности и это научно доказанный факт. Если мы хотим изменить свою жизнь уже сегодня – лучшее, что мы можем сделать это стать благодарными за все то, что у нас есть уже сейчас.

В состоянии благодарности мы говорим самой жизни: «Да!». Мы открыты счастью и благам, мы не обесцениваем все то, что у нас есть уже сейчас.

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Бухари, Муслим).

Благодарность изначально заложена в душу человека Всевышним, так как это часть человеческого естества (фитры). Когда кто-то делает нам подарок, проявляет свою доброту, заботу, любовь, то в душе у нас появляется искренняя благодарность к этому человеку, и чем больше будет милость, тем большей будет наша благодарность. Поэтому, логично, что самая лучшая благодарность - это благодарность Всевышнему, так, как только Он нам даёт все наши блага и устраивает нашу жизнь, но человек не всегда ценит и не осознаёт это.

Не надо просить терпения, так как Всевышний даст испытания, которые научат терпению, отсюда делайте дуа правильно:

اَللّهُمَّ عَرِفْنِي نِعَمَكَ بِدَوَامِهَا.

Транслит: [Аллахумма арифнии ниамакя бидаваамихаа]

Перевод: О, Аллах, дай познать Твои блага с их постоянством (то есть постоянно, непрерывно)!

 

Когда мы проходим через определённые испытания в жизни, стрессы научно доказано, что треть нашего головного мозга отключается, поэтому идёт фиксация и мы видим только эту проблему, трудность, которая происходит в нашей жизни, сознание сужается, и мы не видим света в конце тоннеля. Но на самом деле если перенести свой фокус на те блага, которые нам даёт Всевышний ежедневно, то мы поймём, что они безграничны, поэтому фокусируясь на испытаниях, проблемах мы обесцениваем все, что имеем, тем самым закрывая поток благ, проявляя недовольство предопределением нашего Творца.

Ведь Всевышний Аллах в Коране нам передаёт: «Если вы будете благодарны, то Я непременно преувеличу (умножу) вам» (14:7), таким образом благодарность увеличивает блага Аллаха и это именно то, что подтверждается научными исследованиями, что чем больше мы благодарим, тем больше благ мы получаем. Мудрость Всевышнего безгранична...

О благодарности людям говорится и в сунне, ведь благодарить людей за любую оказанную помощь является сунной нашего любимого Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, в хадисе сказано:

«Кто не благодарит людей, тот не благодарит и Аллаха» (имамы Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Этот хадис свидетельствует о том, что благодарность людям является благодарностью нашему Создателю, потому как человек становится посредником в помощи другим по воле Аллаха, то есть это Всевышний даёт возможность помочь другим. И когда человек благодарен это говорит о том, что благо принято, осознанно, а значит он готов дальше принимать новые блага в свою жизнь.

Религия, психологи, ученные и все известные люди, которые добились успеха в жизни убеждены в том, что благодарность имеет огромную силу и оно, как чувство, является самой сильной эмоцией. Энергия благодарности творит настоящие чудеса, это научно доказано! Исследования показали, что привычка выражать благодарность приводит к изменениям структуры головного мозга, стимулирует работу серого вещества, делает человека счастливее и положительно влияет на здоровье.

«Разве станет Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны и уверуете? Ведь Аллах вознаграждает благодарных и знает то, что они делают» (4:147).

Еще в одном исследовании, был сделан следующий вывод: чем чаще человек благодарит, тем крепче он спит, меньше тревожиться и не впадает в состояние депрессии.

Но … «А если будете неблагодарны» - то есть за блага Мои, будете отрицать их и скроете их, то «Поистине наказание Моё – сильно» (14:7) - то есть Аллах лишит их этих благ и накажет их за отрицание и неблагодарность за эти блага. Как сказано в хадисе: «Поистине раб лишается удела из-за совершенного греха».

Если расшифровать слово благодарить, то оно означает «дарить благо». И каждый раз, когда мы говорим: «Благодарю вас!», мы, не замечая того, совершаем акт дарения.

Правитель правоверных Умар ибн Ал-Хаттаб (р.а) сказал:

 

«Если бы кто-либо знал, что дается за слова: «Да воздаст тебе Аллах благом», то, несомненно, он бы говорил эти слова очень часто».

 

Проговаривая фразу благодарности, мы запускаем во Вселенную положительную энергию, которая вскоре возвращается нам в виде дохода, счастливого события, хорошего здоровья, а также с нами происходят много счастливых перемен в любых сферах жизни. Всевышний сказал: «Будет ли воздаянием за благодеяние, кроме благодеяния?» (55:60).

Таков закон жизни, а по сути – высказанное в аяте Священной книги обещание: «Если вы будете благодарны, то Мы приумножим вам» (14:7).

Пусть Аллах сделает нас из числа благодарных и убережет от Своего наказания! Аминь!

 

Отношения между людьми - это очень сложная система, которую постоянно исследуют психологи.

Одной из моделей поведения людей, которой я бы хотела с вами поделиться является драматический треугольник Карпмана (невротический треугольник Карпмана), который очень часто в жизни встречается и в котором мы с вами периодически участвуем неосознанно.

Он включает в себя три типа личностей: Жертва, Тиран и Спасатель.

Где Тиран выступает сильной личностью, которая терроризирует, подавляет Жертву. Жертва – это слабая личность, которая постоянно страдает и считает, что жизнь несправедлива, но ничего не делает для того, чтобы исправить свое положение. Спасатель приходит на помощь Жертве, защищает ее и сочувствует ей.

В этих отношениях может участвовать любое количество людей - три, пять, восемь, десять… Каждый играет свою роль. Подобные отношения могут длиться достаточно долго, могут растянуться на годы, и при этом участники треугольника могут время от времени меняться ролями.

Самая удобная позиция - это позиция Жертвы.

Это зона комфорта человека. Чаще всего за консультацией̆ к психологу приходит человек именно в позиции жертвы.  Спасаясь от Тирана, он ищет помощи у других людей.

Когда у человека нарушены личностные границы, он начинает притягивать в свою жизнь таких же людей. В семейных проблемах обычно жена Жертва,  муж Тиран, а дети Спасатели.

Жертва обычно не хочет нести ответственность за все происходящее с ней. Она перекладывает все свои проблемы на чужие плечи, ищет жалости и сочувствия у окружающих.

Нередко, Жертва сама провоцирует агрессию со стороны Тирана. Причём это все делается неосознанно.

Обычно у такого человека очень много страхов, обид, детских психологических травм.

Он склонен к чувству вины, стыда, ревности, зависти. Он постоянно находится в неком напряжении, к которому привыкает и даже его не замечает, что в дальнейшем приводит к психосоматическим заболеваниям.

Что же все-таки делать Жертве?

- Избавляться от привычки жаловаться на жизнь и на людей, которые не понимают и мешают жить. Вместо этого, нужно постараться найти способы улучшить свою жизнь самостоятельно, не дожидаясь помощи со стороны. Постоянная работа над собой в трёх направлениях тело, душа и разум (психика).

- Нужно понять, что никто кроме нас не обязан решать наши проблемы. Учитесь брать на себя ответственность за свою жизнь. Либо вы развиваетесь и растёте, либо вы деградируете.

- Нужно научиться принимать самостоятельные решения. Ведь Аллах не меняет положения людей, пока мы сами себя не исправим.

«…Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» (13:11).

 

Следующая роль в этом треугольнике - это Спасатель.

Спасатель — это роль человека с нарушенными границами. Он не чувствует своих потребностей. Если говорить о ребенке, то он постоянно заботится о родителях, забывая о своих собственных проблемах. Он делает, все для того, чтобы угодить другим в ущерб своим собственным интересам и семье.

Спасая одних Спасатель нарушает границы других. Он считает, что жертва без него не справится, ее нужно защищать. Так Спасатель нарушает границы Жертвы, нарушает границы Тирана. Тем самым становится сам Тираном, такой вот замкнутый круг.

Спасатель нарушает границы всех, включая самого себя. Ни в коем случае не спасайте Жертву, это будет в урон себе. Обычно ребенок Спасатель, создав свою семью может стать Жертвой или Тираном. Человек, у которого нарушены границы может легко перенять одну из этих ролей.

На самом деле спасатель - это сильная личность, но он подавляет свою агрессию и направляет он ее на защиту Жертвы, тем самым само утверждаясь.

Поэтому защищая жертву от Тирана, спасатель чувствует себя нужным и значимым. Это даёт ему чувство удовлетворенности. Человек, склонный к роли Спасателя, постоянно находит себе объект для защиты. Он вечно кого-то спасает, чем-то не доволен - обществом, государством, людьми…

Основными эмоциями человека, выступающего в роли Спасателя, являются жалость, сочувствие и обида.

 

Что делать Спасателю?

- Спасателю нужно перестать брать ответственность за других на себя, тем самым, не позволяя Жертве выйти из этой позиции. Не избавляйте их от ответственности и от возможности совершать свои ошибки и копить свой опыт. ⠀

Аллах даёт каждому испытания по мере их возможностей.

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

- Прекращайте «причинять» добро. Поддержите, мотивируйте, вдохновляйте, делайте дуа за человека, но не спасайте его, тем самым вгоняя в позицию жертвы.

 

И последняя роль это Тиран.

Тиран имеет сильную натуру и стремится к лидерству. Он везде и во всем хочет доминировать над людьми.

Добивается он этого преследуя Жертву и манипулируя ею. Угнетая более слабую личность, он получает определенное моральное удовлетворение.

Все попытки Жертвы защититься и отстоять свою позицию только подталкивают Тирана к еще более сильным нападкам.

Тиран постоянно стремится все контролировать. Он указывает другим на их ошибки и учит жизни. Основные эмоции, которые он проявляет - гнев, агрессия, раздражительность.

Он постоянно в напряжённом состоянии, и считает, что он всех опекает, заботиться и никто это не ценит.

Тиран постоянно учит Жертву и считает, что это делает для ее блага. Очень злится, проявляет агрессию, когда та не слушается.

Прежде чем проявлять свою агрессию, нападать на людей решите для себя - для чего это нужно? Очень часто за критикой и обвинениями стоит желание просто выместить на ком-то свое плохое настроение.

 

Что делать Тирану?

- Нужно понять, что мы люди не идеальны и имеем право на ошибки. И вы тоже не идеальны. Поэтому в первую очередь старайтесь обращать внимание на собственные промахи и недостатки.

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджа 4251.

- Научитесь прощать.

«… Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (24:22).

- Не обвиняйте окружающих в ваших проблемах и бедах. Ищите причину в себе.

- Не ждите, что другие люди будут подчиняться вам и следовать вашим советам. Они не обязаны этого делать.

Каждый из нас периодически оказывается в Треугольнике Карпмана, в разных ролях. Очень важно чтобы это состояние не растягивалось.

Надеюсь информация и советы из статьи будут вам полезны и помогут справиться с Вашей ролью, по милости Всевышнего Творца...

 

В психологии есть такое понятие как вторичные выгоды или скрытые выгоды. Вы когда-нибудь задумывались, почему принимая какое-либо решение, оно часто не выполняется и все остаётся так, как было? Казалось бы, человек очень чего-то хочет, постоянно говорит об этом, жалуется, но по сути ничего не делает для достижения этой цели. В психоанализе вторичная выгода понимается как бессознательная выгода, которую человек получает от сложившейся проблемной ситуации. Почему так происходит? Потому что в действительности он извлекает неосознанно некую выгоду из своего положения.

Когда человек очень долго находится в какой-то ситуации, которая его не устраивает, на которую он жалуется, то обычно у него есть вторичные выгоды, о которых возможно он даже не подозревает.

Оказывается, мы извлекаем массу выгод из ситуаций с нерешенными проблемами на подсознательном уровне. Например, мужчина жалуется, что не получает достойного повышения по службе, а на самом деле он сам отказывается от повышения, так как не уверен, что справится с новой должностью, придётся больше работать, больше ответственности. Он неосознанно выбирает спокойствие, это и есть выгода, но при этом не получает вроде бы желанное повышение. Или молодая женщина борется с лишним весом, но никак не получается. Вторичной выгодой является то, что она не хочет выходить замуж, внимания мужского пола, так как считает, что в любом случае ничего не получится, ничем хорошим это не закончится. Лишний вес даёт ей повод откладывать эти отношения на потом и отказывать от предложений замужества.

Или девушка жалуется, что не может выйти замуж, нет подходящей кандидатуры. А на самом деле она боится, что потеряет свою независимость, боится новых отношений, разочарований.

Следующий пример у женщины болит спина уже много лет, и никакое лечение на даёт долговременного эффекта. Вторичной выгодой является то, что она может отдыхать без угрызений совести. У неё есть установка, что человек создан для труда, поэтому она не позволяет себе отдыхать, а с больной спиной совесть молчит.

Следующий пример очень распространённый, я думаю после него многие жены задумаются: мужчина постоянно жалуется на скандальную жену по любому поводу, но продолжает терпеть ее характер. Скрытой выгодой является то, что ему не хватает признания и внимания жены, и он получает его в полной мере, бессознательно не выполняя ее не сложные требования, тем самым выводя ее на эмоции, а если он будет выполнять все ее требования вовремя, возможно жена вообще перестанет обращать на него внимания, а ему совсем этого не хочется.

А самая распространённая наша скрытая выгода - это позиция жертвы - зона комфорта, когда нас все вокруг жалеют. Согласитесь, намного легче быть жертвой, нежели взять ответственность на себя и начать что-то менять в своей жизни?

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал, что мы должны каждый день меняться, развиваться: «Потерпит урон тот, у кого два дня похожи друг на друга» (Хатиб Багдади “Иктидаи-Илми-Амеле”, 122).

Мы говорим, что хотим многое изменить в своей жизни, получить какой-то результат, но на самом деле не желаем ничего менять, так как наша ситуация для нас привычна, предсказуема и даже даёт какие-то выгоды.

«…Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» (13:11).

Знакомо? Что же делать в подобных ситуациях? Нужно сделать осознанный выбор. Вы можете выбрать маленькую зарплату, но при этом душевный покой. Или новую работу с большой зарплатой, но с новыми возможностями. В любом случае это только ваш выбор. Хорош любой выбор, если он вам даёт душевный покой. Или в случае с замужеством, девушка должна решить, что ей важнее, дороже иметь семью, пожертвовав своей независимостью (если она этого боится) или проводить все вечера в одиночестве.

Ведь к чему стремится верующий? Реализовать по мере своих сил все предоставленные Аллахом жизненные возможности и быть готовым ответить за совершенное. В Коране сказано:

«В тот День появятся люди рассеянные, дабы показали им их дела. И кто совершил на вес пылинки добра, непременно увидит это. А кто совершил на вес пылинки зла обязательно увидит это» (99:6-8).

Не превращайте свою жизнь в постоянные переживания, по поводу того правильный ли вы выбор сделали. В любом случае все во благо. Постарайтесь проанализировать вашу ситуацию, которую вы хотите изменить длительное время, но ничего не получается.

А каковы ваши вторичные выгоды?

 

 

Внутриутробное развитие ребенка

Появление ребенка в утробе матери это одно из знамений Всевышнего. Во многих аятах Священного Корана говорится о том, как человек появился на свет, какие этапы он прошел в чреве матери и из чего он сотворен.  

Здесь я бы хотела привести аяты из Корана сура Аль-Муминун (Верующие). Всевышний так объясняет стадии эмбрионального развития человека:

«Мы сотворили человека из глиняной сути. Затем Мы превратили его в каплю и поместили в надлежащее место, прочно укоренив. Затем Мы превратили каплю в алак (пиявка, подвешенная вещь и кровяной сгусток), после чего Мы превратили алак в мудга (пережеванная масса)...» (23:12-14).

Сегодня в 21 веке, мы смело можем сказать, что эти строки описывают процесс развития человеческого организма в правильном хронологическом порядке.

Мы разберем с вами значение слова Аляк: арабское слово “аляк” имеет три буквальных значения: (1) пиявка, (2) подвешенная вещь и (3) кровяной сгусток.

Сравнивая пиявку с эмбрионом на стадии аляк, мы можем заметить между ними сходство. Кроме того, на этой стадии эмбрион получает питание из крови матери подобно тому, как пиявка питается кровью других. Второе значение слова “аляк” - “подвешенная вещь”. Мы можем видеть, как на стадии аляк эмбрион словно бы подвешен в утробе матери. Третье значение слова алак - “кровяной сгусток”. Ясно видно, что внешний вид эмбриона напоминает кровяной сгусток из-за того, что на этой стадии эмбрион содержит относительно большое количество крови. Кроме того, на стадии аляк вплоть до третьей недели развития кровь внутри эмбриона не циркулирует.

Таким образом, все три значения слова “аляк” точно соответствуют свойствам эмбриона на стадии аляк.

На 24-25 день завершается стадия алака. Она сменяется на 26-27 день стадией мудга -  упоминаемая в аяте. Арабское слово мудга означает “нечто, похожее на разжеванную массу”. Если посмотрит снимок эмбриона на этом сроке, то действительно он похож на разжёванную массу.

Описание человеческого зародыша в Коране не могут основываться на знаниях ученых 7-го века. Единственное разумное объяснение этому таково: эти описания были ниспосланы Аллахом пророку Мухаммаду, мир ему.

Три мрака:

Следующий факт, который я бы хотела рассмотреть и который нашел свое подтверждение в науке, это то что в Коране высказывается положение о том, что человек, формирующийся в чреве матери, проходит через три фазы, стадии развития:

«…Он вас творит в утробах ваших матерей, в трех мраках, сменяя одно творение другим. Таков Аллах - Господь и Покровитель ваш! Ему принадлежит вся власть, и нет иного божества, кроме Него. Так почему ж вы так отвращаетесь?» (39:6).

Перечислим эти периоды согласно знаниям современной эмбриологии: а) темень брюшной полости, б) темень стенок матки, в) темень мембраны амбриона (водный пузырь).

Кроме того, в аяте сообщается, что эмбрион проходит три различных стадии развития. Задумайтесь над фразой «…в трех мраках». При внимательном рассмотрении, в приведенном аяте указывается на то, что человеческий плод претерпевает в материнском чреве три стадии становления, которые отличаются одна от другой. И действительно, современные биологические исследования подтверждают, что зародыш проходит в утробе матери три различных эмбриональных фазы. Это положение занимает сегодня одно из важных мест среди фундаментальных знаний в книгах по эмбриологии, используемых в качестве учебных пособий на медицинских факультетах высших учебных заведений. Например, в фундаментально эмбриологическом издании, которые являются основой эмбриологии человека, этот процесс описывается следующим образом:

«Жизнь плода в матке матери проходит три стадии, пред эмбриональная - первые две с половиной недели, эмбриональная - до восьмой недели и фетальная - от восьмой недели до родов». Процесс развития плода в чреве матери был установлен лишь в наши дни при использовании современных технологических средств. Однако, как мы имели возможность, убедится это положение было приведено в Коране еще 14 столетий тому назад.

Далее хочу привести один хадис, который позднее нашел подтверждение в науке:

Пророк Мухаммад ﷺ в одном из своих хадисов говорит: «Кто хочет умастить лицо, пусть начинает с бровей. Ибо это предотвращает головную боль. Брови – первые волоски, прорастающие на теле человека» (ад-Дайлями). Эта истина ещё 1400 лет назад была открыта Посланником Аллаха ﷺ.

В учебнике «Эмбриология» (проф. Uvies Maskor), который изучается на медицинских факультетах, на странице 207 есть такие строчки: «Первые волоски в человеческом зародыше появляются на четвёртом этапе эмбрионального развития, и первыми вырастают брови».

Ультразвуковое исследование появилось только в начале 20-го века.

 

Итак, в чем же смысл материнства?
Для чего нам нужны дети?

Задумайтесь … и каждая ответьте для себя на этот вопрос. Обычно ответы бывают разными, например, что дети — это смысл жизни, подарок ВСЕВЫШНЕГО, ответственность, счастье, и это конечно все верно, я тоже так считала до того, как начала изучать детскую психологию с точки зрения Ислама. Для меня целью материнства было оставить после себя праведное потомство, но на самом деле если подумать во всех этих ответах прослеживается некий эгоизм с нашей стороны, то есть мы рассматриваем детей, как нашу собственность, как часть себя, как наше продолжение. Хотя юридически они нам и принадлежат, но дети — это не наша собственность и это даже не подарок Аллаха, не подарок свыше, а дети - это АМАНАТ.

Что такое Аманат? Аманат — это то, что Всевышний Аллах вверил, доверил нам на хранение, за что мы несем ответственность и за что мы будем спрошены перед Всевышним. Т.е если современное общество формально взяло под свою защиту детей только лет 50-60 тому назад (мы знаем, что Декларация прав ребенка принята ООН только в 1959 году), то Ислам защищает права и жизнь ребенка уже 1400 лет.

Во времена джахилии (невежества), время до возникновения Ислама невежественные арабы заживо закапывали своих дочерей боясь бедности и позора.

«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (17:31).

Таким образом праведный верующий мусульманин должен понимать, что ни бедность, ни другие причины не должны приводить к убийству своих детей или аборту. Как говорится «дал Бог ребенка - даст и на ребенка».

Также мусульманин не должен делать различий между мальчиками и девочками.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, призывал соблюдать равенство и справедливость между детьми, как во внимании, в подарках, так и в ласке, поцелуях. Хадис пророка Мухаммада, мир ему, гласит «Будьте справедливы среди своих детей» - он трижды это повторил.

Давайте рассмотрим еще один из хадисов Пророка ﷺ. Нуман ибн Башир рассказывает, что его мать попросила его отца, чтобы он сделал Нуману подарок. Видимо, подарок был существенным, ценным, и она захотела, чтобы Посланник Аллаха ﷺ при этом был свидетелем. И тогда Пророк Мухаммад ﷺ спросил: «Ты сделал всем своим детям такой же подарок?» Он ответил: «Нет». Тогда Посланник Аллаха ﷺ промолвил:

«Тогда не делай меня свидетелем, я не хочу быть свидетелем несправедливости» (Бухари).

Равенство должно соблюдаться, чтобы ни один из детей ни в коем образом не почувствовал себя лишним в семье. Естественно мы проявляем больше ласки к младшим детям, кто-то из детей может быть милее или ближе, кто-то может быть любимчиком, поэтому этот хадис, призывает регулировать наши чувства, эмоции для того, чтобы мы проявляли справедливость между детьми.

И, естественно, если мы делаем разницу между детьми, обделяем кого-то из них, то это может оставить отпечаток в их сердцах, сказаться на их поведении, на любви друг к другу и к вам в частности, привести к соперничеству между детьми, неприязни, то есть самое главное, чтобы ваши дети чувствовали одинаковую любовь к ним.

 

Права детей в Исламе

1. Это право на хорошее имя. Имя должно быть таким, благодаря которому ребенка будут уважать; имя, которому ребёнок будет радоваться в этом мире и вечном, так как в Судный день людей будут призывать по их именам.

2. Право на жертвоприношение. Акика – это жертвоприношение, которое совершается мусульманами, когда рождается ребёнок.

По мнению трёх имамов ведущих исламских мазхабов (Шафии, Малика и Ахмада), это правовые школы в Исламе, акика является настоятельной сунной, то есть, такой сунной, которую крайне желательно выполнять, если есть на это возможность. По мазхабу имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах (в Казахстане в основном этот мазхаб) принесение в жертву акика не является сунной - это дозволенное (мубах) действие («Аль-Фикху аль-исламийю ва идиллатуху», том 4, стр. 2745), это вам для информации.

В чем мудрость акики - жертвоприношения:

  • Это – проявление благодарности Всевышнему за то, что Он даровал нам ребёнка и облегчил его рождение. Аллах преумножает блага проявляющим благодарность.
  • Это – объявление людям о том, что в данной семье и роду родился ребёнок, чтобы люди знали род и семью этого ребёнка.
  • Это – воспитание в человеке щедрости, также и очищение его сердца от скупости и жадности. А о том, что щедрые и чистые люди бывают счастливыми, говорится в Коране.
  • Это – вселение радости в сердца членов семьи, родственников и бедных людей, когда, собирая их за столом для угощения, способствуют усилению любви и взаимоуважения между ними.

За мальчика желательно принести в жертву двух баранов. За девочку желательно одного.

3. Далее Всевышний предписал грудное кормление. Грудное кормление должно быть по возможности полноценным и продолжительным до двух лет. Это полезно для здоровья ребенка.

В Коране сказано (смысл): «Кормящие матери обязаны кормить своих детей два полных года: это в случае, если отец ребёнка хочет завершить кормление грудью... если отец и мать захотят отнять от груди по взаимному согласию и совету, то на них нет греха» (2:233).

Ежегодно ученые открывают все новые и новые свойства грудного молока.  Гормоны и ферменты, минералы и витамины, цельные клетки и факторы роста – чего только нет в нашем молоке! До сих пор состав грудного молока не расшифрован полностью, хотя в настоящее время известно около 1500 его компонентов.

4. Право на физическое обеспечение жильем, пропитанием и одеждой.

Этот пункт я думаю всем понятен. Родители обязаны давать детям все жизненно необходимые вещи, в том числе кров над головой, еду и одежду.

5. Право на академическое и религиозное образование, то есть помимо формального образования мы должны вменить детям в обязанность фарды (обязательные действия) Ислама. Родители обязаны посеять «семя веры» в душе ребенка.

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием, т.е. знанием религии» (Бухари, Муслим).

Необходимо с самого детства приучать детей к богобоязненности, искренности, благородству, прививать такие качества, как скромность, милосердие, сострадание к ближнему, братство, доверие, ответственность, честность, верность и другие.

Большим наглядным примером в проявлениях этих качеств, конечно же, будете вы. И первое, с чего нужно начать родителям, это внимательно относиться к своим собственным словам и поступкам. Помните, что все, что вы говорите и делаете, даже если это шутка, слышат ваши дети.

Об Образовании детей у Айгули есть отдельная лекция, можете почитать более подробно. Т.е. мы несем ответственность за физическое состояние ребенка и за его внутренний мир.

НО самое важное и главное право, которое ребенок имеет на родителей. Как вы думаете, какое это право? Напишите, пожалуйста, ваши варианты ответов.

Это право на воспитание, если мы не даем ребенку правильного воспитания, не даем должного внимания, мы будем нести за это ответственность перед Всевышним. За то, что мы нарушаем право другого человека.

Воспитание детей это фард/фарз. Что такое фард? Фард - это поступки и обязанности, которые предписано выполнять как религиозные заповеди, то есть это обязательные положения и действия в Исламе. Поэтому каким бы важным делом мы не занимались, какой бы высокий пост не занимали бы, какую бы пользу наша деятельность вне дома не приносила бы в общество это не сравнится с той наградой, которую мы получим за воспитание своих же детей.

Даже если мы передоверяем наших детей каким-то специалистам (нянечкам, воспитателям, педагогам), то отвечать перед Аллахом только нам за его духовный мир, физическое состояние и здоровье, то есть мы не сможем оправдаться перед Всевышним, что это не я таким его воспитала.

В современном мире существует немало методик, пособий, наставлений и советов, посвящённых тому, как правильно воспитывать детей. Но… чтобы мы не делали, как бы мы не воспитывали своих детей, какой бы вклад мы не внесли бы в это, конечный результат всегда зависит только от Всевышнего, поэтому наряду с воспитанием нужно еще и параллельно постоянно делать дуа за наших детей.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На три мольбы Аллах отвечает, и в этом нет сомнений: дуа притеснённого, дуа путника и дуа родителя за своего ребёнка» (Ибн Маджа, 3862). В версии имама Ахмада (7197) говорится: «…и дуа родителя против своего ребёнка».

© Институт психологии и коучинга «RIDO GLOBAL»